Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии.
"Двуформным" назван он в Овидиевых "Метаморфозах",
однако нам нетрудно
забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм,
наряду с архетипом
лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие
этого архетипа потребовало многих веков;
первобытные и архаические
изображения представляют нам голого человека, к которому неуклюже
прикреплен конский зад.
На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у
кентавров уже конские ноги, а там, где должна начинаться шея коня,
высится
человеческий торс.
Кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс
придал облик Геры; другая легенда гласит,
что они - дети Аполлона. (Есть
предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва";
в ведической
мифологии "гандхарвы" - младшие боги, правящие конями Солнца.) Так как
греки гомеровской эпохи не ездили верхом,
предполагается, что первый
кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем;
и
в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также
представлялись индейцам кентаврами.
"Один из тех всадников упал с лошади,
и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели,
что это животное
разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями
побежали вспять,
к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех
в ужас; и было в этом некое тайное чудо,
ибо, не будь такого случая, можно
полагать, что они перебили бы всех христиан", - гласит один из текстов,
приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была
известна; более правдоподобно предположение,
что кентавр - это нарочито
созданный образ, а не плод ошибки по незнанию.
Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, - легенда о
битве с пригласившими их на свадьбу лапифами.
Для гостей вино было в
новинку - на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая
столы,
затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик
изобразил в Парфеноне,
Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз" и которая
вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами,
кентавры были вынуждены бежать
из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.
Кентавр - воплощение сельской дикости и гневливости, но
"справедливейший из кентавров" - Хирон ("Илиада", XI, 832)
был наставником
Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства,
ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в песне
XII "Ада",
которую, с общего согласия, принято называть песнью кентавра.
На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в его издании 1945 года.
Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду и
присланного из Египта в дар императору.
В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из
Пастухов коринфского деспота
Периандра принес ему в кожаной сумке
новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо,
голова и руки были
человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все
решили,
что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся
и сказал Периандру,
что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов.
В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование
кентавров невероятно,
ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и
кентавр в три года был бы взрослым конем
и вместе с тем лепечущим
младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.