Корова издревле священна. Уже со времен
ирано-арийского периода считалось добрым делом заботиться о ней,
ухаживать, спасать ее, рискуя своей жизнью и очень рано стало грехом
приносить коров в жертву или убивать их для других целей. Прикосновение
коровы считается очистительным, а ее моча, как и в ритуале парсов,
имеет свойство предупреждать или смывать материальные или нравственные
осквернения. Панчагавьям, смесь из пяти продуктов коровы (молоко,
масло, творог, моча и экскременты), имеет исключительную силу по
очищению не только людей, но и жилищ. Немногие из индусов - исключая
наиболее низкие касты - согласятся питаться мясом, и убийство коровы
более ужасает их, чем убийство человека. Если человек убил корову, вся
деревня исключит его из своей среды; священники не будут отправлять
службу в его доме; цирюльники не будут брить его, и прачки (в Индии это
мужчины) не станут стирать его белье. таковы приемы воздействия на
человека. (А.Е.Снесарев. Этнографическая Индия. М.: Наука, 1981).
Вообще в индийской мифологии существует довольно
устойчивое количество священных животных. Корова, к примеру, является
объектом поклонения, буйвол - ездовое животное бога Ямы, бык Нанди -
ездовое животное бога Шивы.
Камадхену - "корова желаний", божественная корова,
исполняющая любые желания своего владельца. По мифологии, Камадхену
была дочерью мудреца Дакши и женою мужреца Кашьяпы. Согласно одной из
легенд, Брахма создал одновременно брахманов и корову. Первые должны
были читать Веды и другие священные писания, а корова должна давать
молоко, из которого изготовляют топленое масло, используемое во время
ритуала жертвоприношения. Корову также считаютматерью богов, и поэтому
Брахма провозгласил ее достойной поклонения. С тех времен и по сей день
коровьим пометом очищают "нечистые" места, а в деревнях им натирают
место перед входом в дом, что является первым из обязательных дневных
ритуалов
Согласно
одной французской легенде, у коровы всегда свежее дыхание, потому что,
когда Господь наш родился в Вифлееме, корова, увидев, как Он дрожит от
холода, согрела Его своим дыханием и с помощью своих губ накрыла Его
соломой. В награду за это доброе дело ей было обещано, что дыхание ее,
как и всех ее потомков, будет всегда свежим, а кроме того, ей была
оказана честь носить теленка во чреве девять месяцев, как и
христианской женщине.
Рыжая корова является в некоторых языческих вероисповеданиях
персонификацией рассвета, или облаков, или молнии. Возможно, что она
имела какое-то особое значение и для древних евреев, поскольку в Числах
(19:2) определенно сказано, что в жертву для очищения людей должно
приносить "рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка и на
которой не было ярма". В Англии молоко рыжей коровы считалось лучше,
чем любой другой, к тому же с целительными свойствами. Такое молоко
специально упоминается в медицинских книгах семнадцатого и
восемнадцатого веков как существеннейшая составляющая снадобий от
различных болезней, в частности от чахотки и грудных болезней. Рыжий
цвет близок красному и, разумеется, является жизнетворящим цветом в
мифологии и фольклоре, поскольку ассоциируется с огнем и кровью, и
предметы этих цветов часто фигурируют в магической и народной медицине.
Старые фермеры говорят, что в каждом стаде есть своя "хозяйка" -
корова, которая лидирует во всяческих проделках. Если корова мычит
после полуночи, это знак чьей-нибудь смерти, а если она мычит трижды
прямо в лицо какому-нибудь человеку, то ему осталось недолго жить. В
ланкастерском народном говоре "коровьей аллеей" иногда называли Млечный
путь, традиционную тропу душ; то же было и в Германии. Это может быть
связано с давним североевропейским поверьем, что тому, кто хоть раз в
жизни подарит корову бедняку, она после смерти будет проводником по
полной опасностей дороге душ и обеспечит благополучное прибытие на
небеса.
Считалось, что ведьмы способны красть молоко у коров на расстоянии
с помощью волшебной сеноворошилки, хвосты которой сплетены в обратном
направлении. То же самое они осуществляли, делая движения, как при
дойке, на веревке, или ухвате, или ножке табурета, а иногда приходя в
образе зайца и высасывая молоко из вымени лежащих на лугу коров. Ко
времени настоящей дойки у тех оставалось очень мало или вовсе не
оставалось молока.
Для борьбы с таким воровством применялись разнообразные чары,
например, веревку, которой стреноживают животных, вили из конского
волоса и продевали в нее прут рябины или иного магического дерева. Р.
Мак-леган рассказывает в "Фольклоре" (том 65, 1895) историю о фермере
из Бернеры, чьи коровы давали так мало молока, что он был уверен в том,
что их заколдовали. Он использовал такую веревку и добился отличного
результата, но как только коров развязали, они ринулись к дому некой
женщины и стали колотиться в его стены. Местные жители восприняли это
как верный признак того, что именно эта женщина их заколдовала, и от
этого у них возникла столь сильная к ней неприязнь, что ей пришлось
уехать.